Наши контакты

Подпишитесь На новости магазина

Подписаться
Главная / Статьи / Настройка пианино
Поиск по каталогу:
Настройка пианино
Оглавление
Настройка пианино
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

"Неработающий настроечный ключ ржавеет в прямом и в переносном смысле." Такими словами заканчивается книга В. Г. Порвенкова "Акустика и настройка музыкальных инструментов". К сожалению, горькая правда. Настройка фортепиано требует навыков, которые, в отличие от умения ездить на велосипеде, теряются из-за отсутствия тренировки. Неопытный настройщик не только долго возится с инструментом и неточно настраивает. Беспорядочным вращением вирбелей он разнашивает гнезда вирбельбанка, сокращая срок службы пианино. Я бы посоветовал заниматься настройкой только в случае, если под Вашей опекой будет несколько инструментов. Иначе проще будет вызвать профессионала: подтягиватели струн встречаются чаще, чем регулировщики. Если же профессионала поблизости нет (или есть, но такой, что лучше бы не было), наберитесь храбрости и терпения – не боги горшки обжигают. Вопреки распространенному мнению, для настройки не требуется специального музыкального образования и особо выдающегося слуха. Я никогда не учился музыке и с трудом подбираю простенькие песенки. Тем не менее, я убедился на собственном опыте, что выработать в себе специфический слух настройщика – это реально. Первоначально предполагалось, что я буду заниматься регулировкой, а моя жена с ее консерваторским образованием – настройкой. Но вскоре я начал слышать отклонения от идеала лучше, чем она. Удивляться тут нечему: десятилетия игры на расстроенных инструментах притупляют слух. Кроме того, слух настройщика и слух музыканта – не одно и то же.

Конечно, передача ремесла настройщика "из рук в руки" проще и надежнее, но постараюсь быть предельно понятным.

Теория
           Все, наверное, знают из школьного курса физики, что "звук – это колебания воздуха определенной частоты". Но это лишь часть истины. Если Вы изучали высшую математику, то, возможно, помните: "Любое колебание может быть представлено в виде суммы синусоид с частотами, кратными основной". Чтобы подтвердить теорию практикой, проделайте простенький опыт с шестой гитарной струной. (Можно с любой другой, но с ней удобнее.) Слегка прикасаясь пальцем левой руки к середине струны (над двенадцатым ладом), правой рукой ущипните эту струну близко к нижнему порожку. Вы услышите звук на октаву выше того, который издает открытая струна, так как палец глушит колебания целой струны, и становятся ясно слышны колебания каждой ее половины. Теперь – то же самое на седьмом или восемнадцатом ладу ( треть струны ). Эти звуки на квинту выше предыдущего. На пятом ладу – еще на кварту выше. Можно найти 1/5, 1/6 струны (и т.д.) и услышать еще более высокие звуки. Все это – обертоны, звуки, которые присутствуют и в звучании открытой струны, сливаясь между собой и с основным тоном в своеобразный многозвучный аккорд, который мы привычно воспринимаем как один звук. Попутно мы узнали, что октава – это два звука с соотношением частот 1/2, квинта – 2/3, кварта – 3/4.

7 октав фортепиано равны 12 квинтам. Можете убедиться сами, начав считать с самой нижней клавиши пианино – ЛЯ субконтроктавы. Отсчитайте семь октав – попадете на ЛЯ четвертой октавы. Двенадцать шагов по квинтам приведут Вас туда же (МИ-СИ-ФА#-ДО#-СОЛЬ#-РЕ#-ЛЯ#-ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ). Но 7 октав – это соотношение частот 1/27=1/128 , а 12 квинт – (2/3)12=1/129,7463..., т.е. немного больше. Поэтому невозможно настроить фортепиано так, чтобы квинты были натуральными (ровно 2/3). Все они несколько "сужены", а кварты, соответственно, "расширены". Они – как, впрочем, и все остальные интервалы (кроме октавы) – не натуральные, а "темперированные".  Именно благодаря изобретению темперированного (равномерного) строя стало возможным использование всех двадцати четырех тональностей.


 
« Пред.   След. »
Дисконт
sale
Мы принимаем
Мы принимаем